Письма-разъяснения в конце марта 2020 г.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В связи с изданием
Указа Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» (далее – Указ)
Минфин России в письме от 26 марта 2020 г. № 24-06-08/24077 привел разъяснения об осуществлении закупок в нерабочие дни с учетом того, что Законом № 44-ФЗ установлены различные требования к исчислению сроков осуществления различных действий, в том числе требования к осуществлению отдельных действий исключительно в рабочие дни.
В частности, ведомство сообщает, что:
1) по закупкам, по которым срок подачи исчисляется в рабочих днях, и если истечение срока приходится на определенные Указом нерабочие дни, заказчики либо вносят изменение и продляют такой срок, либо, в случае невозможности внесения изменений, отменяют такие закупки в соответствии с ч. 2 ст. 36 Закона № 44-ФЗ в связи с обстоятельствами непреодолимой силы;
2) по закупкам в форме электронных аукционов и конкурсов указано, что даты подачи предложений о цене и проведения аукционов подлежат переносу на ближайший рабочий день;
3) по электронным аукционам, проводимым в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ (с проектной документацией), даты проведения таких аукционов переносу не подлежат;
4) по иным срокам, истекающим в нерабочие дни, подлежащие совершению действия могут быть осуществлены как в нерабочий, так и в ближайший рабочий день.
По вопросу работы органов, осуществляющих контроль по ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, сообщается, что контроль будет осуществляться без учета отнесения определенных в Указе дней к категории нерабочих.
Кроме того, еще раз сделан акцент на том, что перечисленные в п. 2 Указа заказчики вправе осуществлять в нерабочие дни закупки товаров, работ, услуг, связанные с профилактикой, предупреждением или ликвидацией последствий распространения коронавируса, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности в связи с необходимостью предупреждения распространения коронавирусной инфекции.
Также ведомство информирует о внесении в Государственную Думу ФС РФ проекта изменений в Закон № 44-ФЗ, предусматривающих в качестве случая применения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предупреждение чрезвычайной ситуации при режиме повышенной готовности.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В письме от 27 марта 2020 г. № 24-06-08/24649 Минфин России привел дополнительные рекомендации по проведению закупок.
Ведомство сообщает следующее:
1) перенос сроков проведения процедур электронных аукционов и подачи ценовых предложений на ближайший рабочий день будет осуществлен операторами электронных площадок автоматически без дополнительных действий со стороны заказчиков;
2) даны рекомендации банкам, выдающим банковские гарантии для участия в закупках, размещать информацию о выдаче таких гарантий в реестре банковских гарантий в кратчайший срок (то есть, в срок, близкий к началу регламентированного срока размещения). При этом участникам закупок рекомендовано учесть возможное увеличение срока получения банковских гарантий и их включения в реестр;
3) блокирование и прекращение блокирования денежных средств на специальных счетах участников закупок, предусмотренное Законом № 44-ФЗ, будет осуществляется в обычном режиме и без изменения регламентированных сроков;
4) заказчикам дано право разместить в ЕИС отчет о закупках у СМП за 2019 год, который должен быть размещен до 1 апреля, в ближайший рабочий день - 6 апреля (то есть позже);
5) даны отдельные рекомендации по проведению закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Минфин России в письме от 19 марта 2020 г. № 24-06-06/21324 и
ФАС России в письме от 18 марта 2020 г. № ИА/21684/20 выразили мнение о том, что заказчики вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности в связи с необходимостью предупреждения распространения коронавирусной инфекции.
Минфин России уточнил, что «условие об отсутствии закупаемых товаров, работ, услуг в перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013 № 1765-р, применению не подлежит, поскольку такой перечень распространяется исключительно на закупки товаров, работ, услуг для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера».
ФАС России указывает, что п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ может быть применен только в части осуществления закупок, направленных на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки.